Водовоз: жизненно необходимая профессия — от древности до нашего времени

Водовоз: жизненно необходимая профессия - от древности до нашего времени

Современный человек настолько привык к доступности воды и ее изобилию, что многие уверены – так было практически всегда. За исключением глубокой древности, когда воду приходилось набирать в водоемах или колодцах – а потом появились водопроводы и проблема решилась. Но сегодня мало кто знает, что эти самые водопроводы в более-менее современном и доступном для большинства населения виде были созданы только в 19-м столетии. И на протяжении всей человеческой истории воду в жилища доставляли не централизованные коммуникации и не магия – а водовозы. А во многих точках мира они успешно занимаются этим и по сей день.

Зачем нужен водовоз?

На этот вопрос ответить проще всего. Вам приходилось когда-нибудь набирать воду ведрами из колодца или водоема? Для чего угодно – например, для частной бани. Очень быстро выясняется, что нужный объем набрать не так уж и просто, и для этого придется сделать не один заход. Но сегодня такая потребность возникает нечасто – а раньше это требовалось делать каждый день. Причем источник воды мог быть достаточно далеко, добираться до него могло быть непросто, а сам процесс ее получения мог сопровождаться самыми разными трудностями – оледенением, крутым берегом, очередью из таких же желающих. Добавьте к этому то, что ведра тяжелые, и сил на все это требуется огромное количество.

Так что не удивительно, что в былые времена мало кто хотел заниматься такой работой самостоятельно. Зато всегда находились те, кто был готов сделать ее за вознаграждение – иногда скромное, иногда – не очень. Потому что в отличие от грязной речной воды, которая для домашнего употребления нуждалась в дополнительной очистке, представители этой профессии в борьбе за клиента предлагали намного более качественный товар, привозимый от родников или чистых водоемов.

Водовоз: жизненно необходимая профессия - от древности до нашего времени

Правильным названием этого вида деятельности будет все-таки не водонос, а водовоз. Потому что переноска жидкости на плечах, какими бы широкими они ни были – дело крайне утомительное. И профессионалы при малейшей возможности старались эту тяжесть с плеч сбросить. В самом буквальном смысле – устанавливали бочки на ручные тачки и тележки, а при возможности – на запряженные повозки. Ведь это и физически проще, и перевезти можно намного больше, чем в ведрах.

Причем в разные времена и в разных странах у водовозов всегда была своя специфика.

Особенности национальной перевозки воды

Первые достоверные упоминания о водовозах относятся к египетской цивилизации. Учитывая соседство государства с самой большой пустыней планеты, здесь эти профессионалы были очень уважаемыми людьми. Настолько, что были не рабами, а исключительно свободными людьми, наделенными правом владеть собственностью – что для тех времен было очень серьезным социальным достижением. Уровень доверия к ним был настолько высок, что у водовозов была вторая, неофициальная профессия – они выполняли курьерские функции и перевозили сообщения, письма и посылки.

Примерно так же относились к водовозам и в Древнем Вавилоне. Как и практически во всех странах этого региона во все времена — исламские государства причисляли их, вместе с дровосеками, к профессиям наиболее почитаемым и самым «чистым». Профессиональные гильдии во многих городах превращались в мощную и влиятельную силу – однако и за качеством своей работы они следили тщательно. Например, в Бухаре специальные люди контролировали, чтобы бурдюки с перевозимой водой никогда не ставили на землю – потому что чистота жидкости от этого страдает, и на бизнес падает тень недоверия.

Басейня с информацией

В России профессия водовоза была и нужной, и достойной. Жители российских городов и деревень за чистотой следили и воду потребляли изобильно. Поэтому даже в Санкт-Петербурге 19-го столетия, где любой желающий мог набрать воды в Неве и притоках, а помимо них – в почти полутора тысячах колодцев по всему городу, водовозов было огромное количество, и работы и у них было хоть отбавляй.

Бизнес они вели вполне цивилизовано: за семь серебряных рублей ежегодно, уплачиваемых в городскую казну, они получали специальный жестяной значок, а вместе с ним – доступ к точкам раздачи воды зарождающегося городского водопровода. Толковый водовоз быстро формировал клиентскую базу и не только подвозил самую чистую воду, которая была доступна, но и переносил ее на этажи. Помимо развоза по домашним хозяйствам, воду доставляли в специальные магазины, где ее продавали всем желающим – ведро стоило 5 копеек, но кому столько было не нужно – покупали ее в бутылках. Так что этот бизнес, который многие считают современным, может смело праздновать как минимум двухсотую годовщину.

Русские водовозы были идейными наследниками своих древнеегипетских коллег, потому что находились в эпицентре не только водных, но и информационных потоков. Русский, а позднее – советский писатель Телешов в своих воспоминаниях писал, что у московских водовозов было нечто наподобие профессионального клуба, который именовался «Басейня». И там можно было выяснить все самые актуальные новости, которые еще даже в свежие газеты попасть не успевали. Водовозы были прекрасно информированы обо всем происходящем – от пожаров, краж, драк и скандалов в округе до свежайших сведений с передовой турецкой войны 1877-1878 годов. Что бы где ни случилось – «Басейня» обо всем была прекрасно осведомлена! 

Куда исчезли водовозы сегодня?

Правильный ответ – абсолютно никуда! Эта профессия как была нужной и полезной – так и осталась такой в современном высокотехнологичном мире. Самый простой и всем известный пример – это доставка чистой или специально насыщенной нужными минеральными компонентами воды в 19-литровых пластиковых бутылях, которые заказывают не только предприятия и фирмы – но и частники, которых не устраивает водопроводное качество.

Водовоз: жизненно необходимая профессия - от древности до нашего времени

Во многих областях автоцистерны-водовозы развозят жидкость по частным домовладениям, в которых централизованного водопровода нет. Подобная услуга остается востребованной у владельцев автомоек, в строительных организациях, у работающих на удалении бригад – и во множестве прочих мест.

Так что водовозы успешно продолжают свою деятельность по сей день – ведь без доставляемого ими продукта, как известно – и ни туды, и ни сюды…