Минералка – это изумительный баланс пользы и удовольствия. Редко кто отказывает себе в возможности утолить жажду стаканчиком вкусной минеральной воды, особенно на пике летней жары, и насладиться и вкусом, и пониманием ее целебного действия. Глядя на чистую минеральную воду, аккуратно расфасованную в стекло или пластик, мы обычно думаем, что пить или как-то иначе ее использовать начали совсем недавно. Нет ничего более далекого от истины – люди пьют минералку столько, сколько существует человечество. И упоминания об этом есть в самых древних письменных источниках, которые сохранись до нашего времени.
У истоков пития
Самые древние расшифрованные литературные источники на планете – это глиняные клинописные таблички Междуречья. И уже в них аж в третьем тысячелетии до начала нашей эры упоминаются и «соленые воды из-под земли», и польза от их употребления. До эпохи науки было невероятно далеко – поэтому и вкус, и польза минеральных источников приписывались неким подземным созданиям, которые по указке богов благоволили людям.
В тон табличкам восхваляют минералку и индийские Веды. Датированные пятнадцатым веком до нашей эры книги указывают на их гигиенические и лечебные свойства. Древний индийцы были более практичны – они сразу расклассифицировали источники по вкусам и включили их в структуру медицинских знаний Аюрведы.
В Греции – все есть…
Это незыблемое правило верно и в отношении минеральных вод – их источники там водились в изобилии уже в древние времена, а наиболее известными среди них были воды из Фермопил, Амфиара, Мефаны и особенно евбейский Эдепс. Греки соглашались, что настолько полезную субстанцию людям могли даровать только боги. А раз так – источник должен получить соответствующий уровень – сооружались фонтаны и купели, портики для неспешного потребления и бассейны для вдумчивых купаний. Ну и храмы – куда ж без них, все-таки боги подарили. Раз целебная — значит, руку к созданию источника приложил не иначе как бог медицины, Асклепий – здравницы в его честь датируются уже шестым веком до нашей эры. Примечательно, что плату ни за питье, ни за купание здесь даже близко не брали – дар неба, наслаждайся кто хочет.
Традицию постройки вокруг источника лечебниц греки распространили во всех странах, где бывали. В том числе – и на Кавказе. И здесь интересна одна тонкость: знаменитейший «Нарзан» звучит на местном языке как «нарт-сана» и переводится как «богатырский напиток», а в некоторых письменных источниках греков говорится, что свою феноменальную богатырскую силу всем известный Геракл получил, вдумчиво выкупавшись в магическом источнике на Кавказе. Он даже считался покровителем целебных вод. И ту же историю рассказывают иногда и про Илью Муромца – дескать, и лежал бы до конца своих дней на печи, да принесли добрые люди минералочки…
Не споря с божественным происхождением, греческие ученые все-таки пытались минералку изучать и рассматривать с точки зрения науки. Например, Гиппократ в своем сочинении «О видах воздуха, вод и местностей» уделил минеральной воде целую главу – с рекомендациями о том, как ее пить, как в ней купаться и как кого лечить с ее помощью.
Именно греческие врачи поставили изучение минеральной воды на прочную научную основу. В первом веке уже нашей эры врач Архиген выдвинул революционную для своего времени, но абсолютно верную с позиции сегодняшних научных знаний идею – что целительный эффект минералки зависит не от богов, а от состава воды. И создал первую в мире научную их классификацию, разделив их на четыре группы – сернистую, железистую, соленую и щелочную.
Имперский Рим сквозь призму минералки
Римляне оказались внимательными наследниками греков и заимствовали у них многое в отношении минеральных вод – но придали всему воистину имперский размах, добавив местного колорита. Покровительствовал источникам теперь местный докторских бог – Эскулап, а купели и портики превратились в снабженные великолепной облицовкой шикарные павильоны, стильные беседки и монументальные общественные купальни.
Римляне не ограничивались обустройством известных источников – они разработали алгоритм поиска новых, а литературу расширили, создав детальные инструкции и по родниковому феншую, и по применению отдельных источников в целительстве различных недугов. Как раз римского ученого Галена можно назвать отцом-основателем гидротерапии в современном ее понимании. Многие источники тех времен популярны и известны даже сегодня – многим знакомы такие названия, как Баден-Баден, Виши, Байя или Висбаден.
Распространяя свое влияние на всю Европу, римляне распространили знание о минеральных водах среди других народов – и это помогло знанию пережить темные века.
Темное Средневековье — разбавленное светлой минеральной водой
Церковь – церковью, а магические воззрения на источники минеральной воды как на дар сверхъестественных существ успешно продолжали жить и в Средние века. Настолько успешно, что потребовали законодательного вмешательства – например, в 1556-м году в Пьемонте появился закон, запрещающий жителям приносить жертвы местным целебным водам.
Но сами источники – процветали. Правда, по большей части – под эгидой корыстолюбивых католических монастырей. Например, водами модных в Средневековье курортов Спа и Ахена заправлял орден капуцинов, в Виши рулили селестинцы, а в Котрэ – орден бенедиктинцев. И, разумеется, источники снова сменили покровителей – теперь ими стали католические святые, а исцеление больных внезапно превратилось в чудесное.
Покровительство святых, тем не менее, не помешало курортам у источников с течением времени превратиться в места наслаждения. Тот же Баден, как говорили авторы того времени, стал «всемирным садом сладострастия».
Потребление воды источников в Средние века выросло настолько, что потребовались защитные мероприятия. Уже французский король Генрих IV создал первый в мире «ВодМинералНадзор» — особую инспекцию над водами. А с приходом эпохи Просвещения и вплоть до 19-го столетия курорты с минеральным водами превратились в элитные здравницы, ставшие местами встреч аристократов.
А как обстояли дела в России? У нас все началось с самого одиозного из царей…
Петр I – самодержавный покровитель минеральной воды
Великий (без всяких кавычек) российский царь Петр Первый чрезвычайно тащился со всего европейского. И так уж получилось, что в 1717-м году он поправлял свое здоровье на том самом бельгийском курорте Спа. Накупавшись в водах и вдоволь напившись местной минералки, царь-батюшка с восторгом отметил, что здоровье ощутимо поправилось. И тут же переосмыслил ситуацию, потому что если у них минералка есть, а в России-матушке нет – дас ист совсем неправильно.
Царь подумал – царь сделал: уже в июле того же 1717-го был издан указ, смысл которого был для подданных прост и понятен – ну-ка все быстро метнулись и источники мне отыскали. И источники нашлись быстро и в изобилии. Дабы у них было какое-то название, такие источники и создаваемую вокруг них инфраструктуру стали называть вместо принятого тогда «лечебного места» по-европейски – «дас курорт» (от «kur» – «лечение» и «ort» – «место»). Уже через полтора года первый отечественный курорт появился на Марциальных Водах, в карельском Заонежье. Его немедленно посетил монарх и всем остался крайне доволен, повелев толковую традицию продолжить и заложив тем самым основу современной курортологии. Он же сопроводил традицию и идеологической поддержкой, повелев составить кодекс отдыхающего, или, как тогда говорили — «дохтурские правила», появившиеся в тот же год и сочиненные, по мнению историков, двумя медицинскими светилами российской науки того времени – личным врачом самодержца Эрскиным и его коллегой Блюментростом.
Царское покровительство минеральным источникам не исчезло и после ухода Петра. К примеру, в 1803-м году Александр I особым указом объявил район Кавказских минеральных вод культурно-курортным российским наследием и лечебной местностью со статусом особой имперской охраны.
«Поездка на воды»: минеральный маршрут российской аристократии
Как и европейская элита, российская аристократия и дворянство оценили как лечебный эффект минеральных источников, так и их «тусовочные» преимущества. И уже в девятнадцатом столетии появилась общеизвестная традиция отправляться «на воды», которая предусматривала очень последовательный маршрут. Сначала нужно было пренепременнейше ехать в Пятигорск и на его серных источниках проходить исцеление «мертвой» водой. Потом незамедлительно перебираться в Железноводск – потому что именно там была «живая» вода. И финишным аккордом поездки был Кисловодск, где надлежало без меры принимать нарзан. Причем действительно без меры – по канонам тогдашнего водолечения, 30 стаканов в сутки считалось минимальным целительным уровнем, так что минералку аристократическое сословие там в буквальном смысле хлестало ведрами.
Впрочем, не всем там нравилось. Свои впечатления о кавказских минеральных водах оставил в том числе и Пушкин, который побывал там в силу необходимости в 1820-м, а потом — в 1829-м годах. И если бы существовало в те времена слово «отстой» — оно бы часто фигурировало в его путевых заметках, потому что источники он счел пребывающими в первобытном виде, ванны назвал корытами, помещения для них – лачугами, и особо иронизировал над ковшиками из коры, которыми местные зачерпывали минералку из открытых источников. Но сарказм, тем не менее, не помешал гению российского пера вдоволь потребить местной «кипучей воды» и заметно поправить самочувствие.
Минералку – в массы!
А вот по всей Руси великой минералка распространилась только во второй половине 19-го столетия. Первый заход на крепость сделал в 1847-м году граф Воронцов, попытавшись организовать продажу минеральных вод на розлив – но дело не пошло в силу отсутствия нужного количества тары. Опыт был учтен, и в 1873-м в Ессентуках был поставлен сначала стеклодувный цех, а потом организована водоразливная станция – и разливаемая по бутылкам вода мгновенно обрела всероссийскую, а затем и зарубежную популярность. Вскоре бизнес пополнился заводом по производству жидкой углекислоты, и в массы хлынули потоки первой отечественной газировки, появившиеся на прилавках всех аптек и мгновенно с них сметаемые заинтересованными гражданами.